Полезные телефоны для россиян
февраль
2017

Опубл.:
0

Ученые из России открыли метод ускорения роста заживляющих раны клеток

Российские ученые которым удалось ускорить процесс заживления клеток, уже начали разрабатывать концепцию по внедрению данной технологии в медицину, это все удалось сделать с помощью наночастиц диоксида церия.

Почему раньше этого сделать было невозможно? Рост клеток как таковых очень медленный и чтобы добиться положительных результатов, то нужно было ждать огромное количество времени, но это совсем не устраивало российских ученых и они начали работу по ускорению роса клеток и очень преуспели в этом.

Фиброблаксы - клетки, которые соединяют ткани, которые полностью отвечают за заживление ран. Основным активатором этого процесса стал раствор(золь) наночастиц диоксида церия, синтезированный в Институте общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова, говорится в пресс-релизе Института теоретической и экспериментальной биофизики (ИТЭБ) РАН. Раствор добавляли в питательную среду для культур первичных фибробластов, взятых у мышиных эмбрионов. Наиболее эффективной оказалась концентрация 10-7 моль/л.

Ткани человека со временем стареют и для заживления организму нужно все больше сил, особенно опасны заболевания десен, так называемый пульпит. Корни зубов могут попросту не заживать, это очень опасно, ведь нездоровые части могут хлынуть в мозг. Симптомы и лечение пульпита можно провести в клинике и предотвратить заболевание.

Борьба со стрессом

«При выращивании клеток in vitro, то есть вне организма, создаются неоптимальные условия. В условиях in vitro повышен уровень кислорода по сравнению с условиями in vivo, что сказывается на метаболизме клеток. В частности, у них развивается окислительный стресс. Добавление наночастиц СеО2 снижает уровень окислительного стресса, тем самым имитируя нормальные условия роста в организме. Культура стволовых клеток начинает быстрее расти», — пояснил главную идею исследования его руководитель, младший научный сотрудник лаборатории роста клеток и тканей ИТЭБ РАН Антон Попов.

Клетки in vitro

Он уточнил ТАСС, что результаты исследования по мышиным фибробластам были опубликованы еще в мае в журнале Materials Science and Engineering C: «На мышах мы впервые показали, что эти молекулярные механизмы вообще возможны». А самая последняя работа, в которой описывается влияние наночастиц СеО2 уже на человеческие клетки, вышла в декабрьском номере Nanomechanics Science and Technology: An International Journal. Она рассказывает об экспериментах группы Попова на мезенхимальных стволовых клетках, выделенных из пульпы зуба человека и пуповины новорожденных.

Помимо ученых из ИТЭБ РАН и Института имени Курнакова, в исследовании приняли участие представители Национального исследовательского Томского государственного университета и Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова.

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова

Работы по изучению фибробластов прошли в рамках грантов Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда и правительства Москвы.

Закон о клеточной терапии

Исследование группы Попова особенно актуально в связи с тем, что 1 января в России вступил в силу закон о биомедицинских клеточных продуктах, который разрешает использовать живые клетки для терапии. В отличие от трансплантологии при лечении клетками организм пациента не отторгает полученный биоматериал.

Госдума приняла в третьем чтении закон о биомедицинских клеточных продуктах.

Биомедицинские клеточные продукты принципиально отличаются как от лекарственных средств, так и от медицинских изделий. Для получения таких продуктов из организма донора берется кусочек биоматериала размером в несколько миллиметров. «В процессе производства клетки масштабируют, модифицируют, сочетают с какими-то другими лекарственными средствами, и в процессе производства появляется новое качество — биомедицинский клеточный продукт. Учитывая современные технологические возможности, из небольшого биоптата (материала, полученного биопсией) кожи можно получить нейроны или клетки сердца. Возможности тут становятся безграничными», — рассказал ТАСС один из разработчиков закона, директор Института биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН Андрей Васильев.

Лера Столбовая